среда, 6 февраля 2013 г.

легендарный красный командир хаджи мурат

Затянувшиеся похороны Хаджи-Мурата Александр ВИТКОВСКИЙ. Прошло 150 лет со дня смерти историко-литературного героя Хаджи-Мурата, но до сих пор не захоронены его останки, как того требует мусульманская традиция. О гибели Хаджи-Мурата едва ли не с документальной точностью рассказал в своей повести Лев Толстой. С тех давних пор скелет знаменитого аварца покоится в земле Азербайджана недалеко от селения Нуха, а череп после долгих лет хранения в Кунсткамере оказался в спецхране Российской академии наук. Год назад наша газета уже писала о проблеме захоронения останков. Тогда мне, как думалось, последнему из журналистов, повезло держать в руках перед окончательным захоронением череп отчаянного храбреца и отважного воина Хаджи-Мурата, «знаменитого своими подвигами наиба Шамиля», наместника Аварии, наводившего ужас на жителей Чечни, Дагестана и Кавказской линии русских войск. На его лобной части черной краской выведена надпись на русском языке, а чуть ниже едва заметная красновато-бурая арабская вязь. Содержание обоих текстов одинаково: «Наиб Хаджжи-Мурад Аварский». Тяжба и кипение страстей Но прошел год, перезахоронение так и не состоялось, а вокруг проблемы обстановка продолжает накаляться и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале. Выставлять заспиртованную голову нашего национального героя Хаджи-Мурата на всеобщее обозрение в Кунсткамере рядом с уродами времен Петра I это средневековое варварство, кощунство и оскорбление нашего национального достоинства! с горячим кавказским темпераментом доказывали мне в Дагестане. У нас нет и никогда не было головы Хаджи-Мурата, спокойно парирует нападки кандидат исторических наук Илья Гохман, заведующий антропологическим отделом Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). Да, в нашем отделе долгое время хранился экспонат 6521. Но это не голова, а череп Хаджи-Мурата. И он никогда у нас не выставлялся для всеобщего обозрения. По просьбе Комитета Госдумы по культуре и председателя Госсовета РД Магомедали Магомедова министр культуры РФ Михаил Швыдкой издал распоряжение об исключении черепа Хаджи-Мурата из фонда Кунсткамеры, и экспонат был исключен из состава музейного фонда. Весной прошлого года череп передан на ответственное хранение в Академию наук, о чем составлен соответствующий акт. Сейчас в дагестанском селении Хунзах проживает прямой потомок Хаджи-Мурата в четвертом поколении Магомедариф Асланбекович Гаджимурадов. Он работает водителем автомобиля «cкорой помощи». Ему и должен быть передан череп для захоронения. Добиваясь этого, он подал иск в судебные инстанции. Уже состоялось несколько слушаний, но они не привели к какому-либо конкретному результату. У нас нет никаких принципиальных возражений против захоронения останков Хаджи-Мурата на фамильном кладбище в Хунзахе, рассказывает начальник отдела музеев Министерства культуры России Анна Колупаева. Более того, мы все делали для того, чтобы это знаменательное событие состоялось именно в 150-летнюю годовщину со дня смерти национального героя Дагестана и Чечни. Даже отправляли запросы в посольство Азербайджана, поскольку считаем, что и скелетные останки, и череп должны быть захоронены в одной могиле на родине Хаджи-Мурата. Но судебное разбирательство поневоле затянуло это решение, поскольку череп, вокруг которого идет тяжба, не может быть передан для захоронения, пока не закончится процесс. Кстати, после того как этот экспонат изъят из музейного фонда, ни Кунсткамера, ни даже Министерство культуры не могут быть ответчиками по иску. Несколько месяцев назад поползли слухи, что азербайджанская сторона запросила сто тысяч долларов для покрытия расходов, связанных с эксгумацией костных останков и возвращением их в Дагестан. Это абсолютная ерунда. Такого нет и не может быть. Я сам вел переговоры с депутатами Азербайджана, и они заверили меня, что в память о великом человеке все работы будут выполнены бесплатно, а передача останков из Азербайджана будет осуществлена под патронажем высшего мусульманского духовенства этой республики, рассказал корреспонденту «Парламентской газеты» депутат Государственной Думы Российской Федерации Гаджимурад Омаров. Уже в течение нескольких лет он пытается решить проблему захоронения останков своего земляка на родовом кладбище в Хунзахе согласно мусульманским традициям. Он считает, что по исламским канонам, а также с точки зрения национального менталитета кощунственно хранить череп национального героя в шкафу. С этой проблемой он обращался и в Госсовет Республики Дагестан, и к вице-премьеру России Валентине Матвиенко, и даже к Президенту Владимиру Путину, который с пониманием отнесся к этой проблеме. Но дело не сдвинулось с мертвой точки. Когда я приезжаю в Дагестан, едва ли не каждый мой избиратель задает мне вопрос о захоронении Хаджи-Мурата, горячится Гаджимурад Заирбекович. Что я могу ответить своим землякам? Что в Дагестане и Чечне сейчас неблагоприятная политическая обстановка? Но сколько столетий еще ждать, пока она нормализуется?! Конечно, и костные останки, и череп должны быть переданы в Дагестан потомкам известного аварца и захоронены на родине легендарного наиба, но нет смысла увязывать эти два события. Точки над «i» в беседе с корреспондентом нашей газеты расставил председатель Госсовета Республики Дагестан Магомедали Магомедов. Захоронение останков Хаджи-Мурата важный вопрос для всех народов, населяющих Дагестан. И руководство республики понимает это. В августе 2000 года Госсоветом Дагестана была создана комиссия по захоронению останков и увековечению памяти знаменитого литературно-исторического героя. Сейчас могила в Азербайджане является местом паломничества мусульман, и азербайджанцы проявляют к ней величайшее уважение. У нас есть несколько мнений по поводу перезахоронения. Я не против переноса всех останков в Хунзах. Но окончательно эта проблема еще не решена. Думаю, это не так уж сложно сделать, и мы, конечно, это сделаем. О чем рассказывают черепные травмы В левой части лобной кости черепа Хаджи-Мурата отчетливо заметен старый, полученный еще при жизни и заживший шрам. Вероятно, скользящим ударом сабли здесь вместе с мягкими тканями головы была отсечена тонкая костная пластина размером 3 на 4 см. Срез остался ровный и гладкий. Похожее повреждение есть и на правой теменной кости тоже прижизненная и хорошо зажившая рана. Многие ученые также считают ее результатом сабельного удара. Но вероятнее всего, что этот шрам был получен от сильного скользящего удара о камень такой он неровный и шероховатый на ощупь по сравнению с первой, действительно рубленой раной. Кстати, это соответствует литературно-историческому факту. Помните, как в изложении Льва Толстого Хаджи-Мурат рассказывает о себе? Убегая от воинской охраны и своего врага Ахмет-Хана, он столкнул в пропасть солдата и сам со связанными руками прыгнул с кручи в 50 саженей. А это более ста метров. «Солдат убился насмерть, а я вот жив остался. Ребра, голову, руки, ногу все поломал... Ребра, голова зажили, зажила и нога, только стала короткая». Историческая личность и литературный герой Каждый из нас еще в детстве читал последнюю повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». В течение шести лет, начиная с июля 1896 года по октябрь 1902-го, работал автор над этой «кавказской историей», которая согласно его завещанию так и не была опубликована при жизни писателя. Лишь в 1912 году, спустя более полутора лет после его смерти, она увидела свет, да и то с большими купюрами. Именно на Кавказе началась активная творческая деятельность Толстого, сделавшая его классиком русской литературы. Но к повести «Хаджи-Мурат» он приступил много лет спустя, тщательно собирая исторические факты, связанные с Кавказом, жизнью и деятельностью знаменитого аварца. Более пяти тысяч страниц различных книг и документов прочел Толстой, работая над рукописью. И трагическая история джигита была описана едва ли не с биографической точностью. Родился Хаджи-Мурат в конце 90-х годов XVIII века в ауле Цельмес недалеко (два выстрела) от Хунзаха. В междоусобных стычках был убит его молочный брат, за смерть которого он отомстил, пронзив кинжалом в Хунзахской мечети аж самого Гамзат-бека второго имама Чечни. Шамиль, третий имам Дагестана и Чечни, возглавивший борьбу против царских войск и их горских союзников, предложил Хаджи-Мурату вступить в его ряды. Но тот отказался, считая нового имама причастным к смерти многих своих родственников и друзей. Вместе с русскими войсками и своими мюридами Хаджи-Мурат даже нанес Шамилю серьезное поражение в битве под Хунзахом и в других стычках. Генерал Розен присвоил Хаджи-Мурату офицерский чин прапорщика и назначил его правителем Аварского ханства. Эту должность Хаджи-Мурат занимал с 1834-го по 1836 год. Однако союзник русских Ахмет-Хан Мехтулинский, давний недруг Хаджи-Мурата, оговорил его, обвинив в тайных контактах с имамом Шамилем, и, арестовав, отправил в Темир-Хан-Шуру (нынешний Буйнакск) под охраной роты солдат. Вот здесь-то и совершил Хаджи-Мурат свой знаменитый побег, бросившись в пропасть. Окончательно рассорившись с генералами в конце 1840 года, Хаджи-Мурат перешел на сторону своего бывшего врага. Следующее десятилетие под знаменами Шамиля он совершает удачные набеги на Джунгутай, Темир-Хан-Шуру и даже окрестности Дербента. Шамиль делает его аварским наибом (наместником), которому подчиняется более тысячи воинов. Это было время наибольших успехов Шамиля. Им были разгромлены две даргинские экспедиции, в результате чего царские войска потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести 4 генералов, 234 офицера и 4133 нижних чина. В конце 40-х годов, когда войсками империи от имамата была отторгнута едва ли не вся Чечня, Шамиль посылает Хаджи-Мурата в Кайтаг и Табасаран, чтобы привлечь на свою сторону население южного Дагестана. Но аварский наместник не смог выполнить поручение имама. Разгневанный Шамиль снимает Хаджи-Мурата с наибства, захватывает и оставляет у себя в качестве заложников его семью. Два месяца скрывается опальный воин в горах и дальних аулах, отбиваясь от мюридов имама. Наконец 23 ноября 1851 года он переходит на сторону русских в крепость Воздвиженскую. Так Шамиль потерял одного из своих лучших и отважных наибов. Но и в крепости не торопились выполнить просьбу перебежчика о выкупе из плена или обмене его семьи. Поняв это, Хаджи-Мурат 22 апреля 1852 года во время конной прогулки с четырьмя нукерами убивает часть казачьей охраны и бежит в горы. В погоню были посланы казаки и отряд нухинской, карабахской и илисуйской милиц

Цитата (Мurat80)Отчаеный был моджахед! Но интриги его погубили переметнулся он зря поэтому и потерял голову Да это была его роковая ошибка

Отчаеный был моджахед! Но интриги его погубили переметнулся он зря поэтому и потерял голову

2006-06-23 Хаджи Мурад, умер отчаянным храбрецом... О знаменитом шамилевском наибе написано очень много и при жизни, и после его трагической гибели. Впервые я открыл для себя Хаджи Мурада, прочитав одноименную повесть Л. Толстого. Уверен, такое открытие сделали для себя многие. Есть в повести некоторые неточности, которые, без сомнения, были бы устранены писателем, успей он при жизни издать повесть в окончательной редакции. Кто же он, Хаджи Мурад? Храбрец с большими амбициями, упрямый горец, не всегда соглашавшийся с мнением имама Шамиля (хотя сам прекрасно понимал, что до Шамиля ему далеко), или предатель, изменивший делу борьбы? Не скрою, я придерживался последнего мнения. Но со временем, анализируя многие исторические факты, исследуя источники и архивные документы, отказался от него. Вот ведь как получается: мы все в плену толстовского "Хаджи Мурата", а это - художественное произведение. Участник убийства второго имама, Гамзат Бека, Хаджи Мурат потом глубоко раскаивался в совершенном поступке, приходил на могилу убитого имама в Хунзахе и подолгу сидел рядом. Он был глубоко религиозным человеком и принимал активное участие в боевых действиях священной войны. И уж очень странно выглядит переход к иноверцам - оставив свою семью в горах, да еще предлагая царскому командованию услуги по борьбе с Шамилем. Та опала, в которой находился Хаджи Мурад, вряд ли была смертельной. В таком положении в разные времена находились известные люди в горах, попавшие под гнев имама. Достаточно назвать такие имена, как Кебед Мухаммад из Телетля, Галбац Дибир из Карата. Впав в немилость к Шамилю, они отошли от борьбы и жили в своих родных аулах. Хаджи Мурад же бежит к русским. Странно. Многие, однако, могут возразить и привести свои доводы и размышления. "Смерть Хаджи Мурада, - писал царский офицер А. Зиссерман, прослуживший на Кавказе более 20 лет, - оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею, ради осмотра со всех сторон местных условий, обороны, расположения войск, настроения покорного населения и т. п., в видах действий против нас; было ли это его единичною затеею, чтобы таким рискованным шагом смирить гнев имама и вновь войти в милость, получить прежнее значение в горах и проч., или же бежал он, искренно решившись перейти на нашу сторону и мстить своему оскорбителю, действуя с русскими войсками и обнаруживая слабые стороны нашего противника, употребляя свои связи в горах на пользу нам". Бегство Хаджи Мурада к русским (или показное бегство), наверное, одна из самых загадочных историй в Кавказской войне. Хаджи Мурад прибыл в Тифлис 8 декабря 1851 г. На следующий день он встретился с наместником на Кавказе князем М. С. Воронцовым. Вряд ли князь поверил объяснениям наиба. Во всяком случае через лазутчиков к нему вскоре стала поступать информация: в каком ауле побывал Хаджи Мурад перед бегством, с кем встречался по дороге, с кем общался. Царская разведка работала неплохо. 30 января 1852 г. известный русский художник князь Г. Гагарин, состоявший при штабе наместника, зарисовал наиба за игрой в шахматы. Это единственное правдивое изображение с натуры Хаджи Мурада в большой иконографии знаменитого горца. Голову Хаджи Мурада рисовал еще один художник, Корродини, но уже снятую с плеч. В письме от 1 мая 1852 г. князю А. Чернышеву Воронцов писал: "...Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее общее... Этот человек - ужас стольких людей и провинций - действительно умер..." Прочитав донесение князя Воронцова о гибели Хаджи Мурада, Николай I написал резолюцию: "Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!". Мнение императора весомо, но император был далеко от кавказского театра действий и далек от переживаний. Мнение же его подчиненных, служивших многие годы на Кавказе, было несколько иным. "...Хаджи Мурад был одним из гениальнейших, конечно, в своем роде, самородков. Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрейших и удалых горцев, - значит еще ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи Мурада было поразительно даже на Кавказе... Он был необыкновенный вождь кавалерии, находчивый, предупредительный, решительный в атаке, неуловимый в отступлении... Бывали моменты, когда этот витязь держал как на сковороде столь умных полководцев, какими были князь Аргутинский-Долгоруков и князь М. С. Воронцов... Перенеси этого гениального дикаря, каков он был - в армию французов, либо еще лучше - в армию Мольтке, в какую хотите европейскую армию, всюду Хаджи Мурад явился бы лихим командиром кавалерии..." (Из записок А. Зиссермана. 1881 г.). "...Хаджи Мурад, действительно, был замечательный человек, смелости, можно сказать, безумной, не знающий страха, вместе с тем имевший много природной хитрости, совершенное знание Дагестана... Этот неустрашимый человек был обоюдоострой шпагой, которая могла бы сделаться затруднительною для нас... Хаджи Мурад умер отчаянным храбрецом, каковым и жил; оставив своих лошадей, он спрятался в какую-то яму, которую укреплял с товарищами, копая землю руками, он отвечал ругательствами на предложение сдаться; на его глазах умерли двое его товарищей, и он сам, раненный четырьмя пулями, слабый и истекающий кровью, в отчаянии бросился на атакующих, и тут-то его покончили!". (Из записок князя М. С. Воронцова, 1852 г.). Это случилось 23 апреля 1852 г. Обезглавленное тело похоронили на месте трагедии, а череп наиба долгие годы пролежал в фондах Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, а затем печальный экспонат под N119 передали в Музей антропологии и этнографии Академии наук, где он находится по сей день. Общественностью Дагестана не раз предпринимались попытки поднять вопрос о возвращении "экспоната N119" на родину для захоронения. Голова Хаджи Мурада, которую сам наиб в свое время сравнил с тыквой и далеко не пустой, должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского "Хаджи Мурата", которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: "Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право". Хаджи Мурад Доного, кандидат педагогических наук, доцент ДГУ

Кавказский Форум KavkazWeb.net/Forum Самый популярный форум Кавказа > Хаджи Мурат

Комментариев нет:

Отправить комментарий